Встреча Митрополита Кирилла с послом Суверенного Мальтийского ордена

Встреча Митрополита Кирилла с послом Суверенного Мальтийского ордена

10 декабря 2007 г. Состоялась встреча председателя ОВЦС митрополита Кирилла с послом Суверенного Мальтийского ордена

10 декабря в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл принял новоназначенного Чрезвычайного и Полномочного Посла Суверенного Военного ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты Джанфранко Факко-Бонетти.

Митрополит Кирилл тепло приветствовал посла, поздравив его с новым назначением и отметив добрые отношения с Русской Православной Церковью, которые сложились у Посольства Итальянской Республики в Москве, когда Д. Факко-Бонетти возглавлял его в 2001-2006 годах.

В ходе беседы стороны обсудили возможные пути сотрудничества между Московским Патриархатом и Мальтийским орденом, который, будучи тесно связанным с Римско-Католической Церковью, обладает правами суверенного государства. Одним из направлений деятельности Ордена является христианская благотворительность.

Во встрече принимали участие секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов и советник Посольства Мальтийского ордена в Москве Никола Саворетти.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru http://www.patriarchia.ru/db/print/336191.html

 

Владимир Захаров: представьте, эта десница лежала на голове Спасителя

 

 

Павел Евдокимов

Величайшее событие, свидетелями которого оказались не только москвичи, но и все россияне, – принесение в Россию Десницы (правой руки) святого Пророка и Предтечи Господа Иоанна, названного Крестителем, завершилось. Десятки тысяч людей смогли побывать за эти дни в храме Христа Спасителя. Впереди еще несколько городов, после чего ковчег со святыней вернется обратно спецрейсом в Черногорию.

Однако, несмотря на искренне почитание Предтечи, очень мало кто знает ту поистине детективную историю, растянувшуюся на многие столетия, полную драматизма и божественного промысла, что происходила с мощами. И уже совсем неизвестен был тот поистине сенсационный факт, что часть мощей Иоанна Крестителя может храниться в Москве!

Об этом читателям газеты "Россiя" рассказывает старший научный координатор Совета по кавказским исследованиям МГИМО(У) МИД России, кандидат исторических наук Владимир Александрович Захаров, являвшийся в 90-х годах канцлером Миссии Суверенного Военного Мальтийского Ордена. Он автор фундаментальной научной работы "История Мальтийского Ордена в России" (2006 год). Рыцарская святыня

– Всегда находятся скептики, которые сомневаются в подлинности тех или иных событий, фактов и вещей. Давайте внесем ясность: каково происхождение честной руки Иоанна Крестителя?
– Как повествует церковное предание, его тело было погребено в самарийском городе Севастии. Святой евангелист Лука, обходя с проповедью разные города и селения, взял в Антиохию частицу мощей великого пророка – его правую руку. В 959 году, когда мусульмане овладели этим городом, дьякон перенес руку Предтечи в Xалкедон, откуда она была перевезена в Константинополь, где и хранилась до времени турецкого завоевания. Потом она оказалась у рыцарей- госпитальеров, тех самых, кого потом стали называть мальтийскими рыцарями.

– Скажите, а каков статус у нынешнего Мальтийского ордена?
– Мало кто знает, но это государство, хотя и без своей территории, с которым, между прочим, Россия 7 августа 1992 года официально установила дипломатические отношения.

– А почему в его названии присутствует слово "военный", которые некоторые переводят чуть ли не как "милиция". Орден-то вроде бы духовный и правоохранительной деятельностью не занимается.
– Дело в том, что слово "militia" в его латинском значении не имеет ничего общего с аналогичным по звучанию современным русским словом "милиция" и уж никак не связано с какой-либо правоохранительной деятельностью. Русское слово, несомненно, имеет латинское происхождение и родственно связано с оригиналом, но сегодня это два разных существительных с совершенно разным смыслом.

– Тогда как оно появилось?
– Жан Флори, занимаясь проблемой идеологии средневекового дворянства, сделал несколько интересных выводов. Анализируя слова, обозначающие самоназвание рыцарей, он отметил, что еще с начала Крестовых походов как к "мирским" солдатам, так и к крестоносцам стало применяться для их обозначения слово "militia". Тогда же оно стало употребляться и к членам военных орденов – госпитальерам и тамплиерам и даже к монахам и епископам, которые часто именовались "milites Dei" или "milites Christi" и даже просто "milites". Но уже к XII веку словом "militia" стали называть только рыцарей.

– Из незнания этих фактов и произошла позднейшая ошибка, столь часто встречающаяся в наши дни?
– Да. В современном английском названии Суверенного Мальтийского ордена – The Sovereign Military Hospitaller Order of Saint John of Jerusalem of Rhodes and of Malta, слово "Military" ошибочно переводят как "военный". В то время как правильно его надо переводить как "рыцарский". Именно так он переводится, например, на немецкий язык: "Der Souvereene Malteser-Ritter- Order".

– Так какой же более правильный перевод?
– Суверенный рыцарский орден госпитальеров святого Иоанна, что в Иерусалиме, Родоса и Мальты.

– Почему у Мальтийского ордена несколько названий?
– "Мальтийскими" рыцари ордена святого Иоанна стали называться лишь со времени их появления на острове Мальта. Пребывание это длилось недолго – всего 268 лет из 750 лет его тогдашнего существования. На протяжении своей девятивековой истории орден не раз вынужден был менять свое местонахождение, впоследствии рыцарей называли по географическому признаку. Вначале они были "рыцари-госпитальеры", затем "рыцари-иоанниты". С 1291 года они стали еще и "рыцари Кипра", с 1306 года – "рыцари Родоса". А когда получили во владение в 1530 году от императора Священной Римской империи германской нации Карла V острова Мальта, Гоцо и Комино и город Триполи на севере Африки, стали "рыцарями Мальты". Впрочем, и до сих пор за орденом осталось его прежнее наименование, и их называют "орденом иоаннитов", "орденом госпитальеров" или "орденом святого Иоанна Иерусалимского". Исторические перипетии

– Владимир Александрович, расскажите, пожалуйста, каким образом мальтийские святыни оказались в России?
– С Мальты рыцари в 1798 году были изгнаны Наполеоном в три дня. Нищие, оборванные, они с трудом добрались до Петербурга – просить защиты у своего русского императора. Собравшись на свое собрание – Капитул, они, низложив предавшего орден Великого магистра фон Гомпеша, единогласно избрали императора Павла Петровича новым главой. Но вот что важно. На священные христианские реликвии ордена не посмел посягнуть даже такой развращенный атеист, каким был Наполеон, уничтожавший повсеместно храмы, сжегший впоследствии Москву с ее 40 тысячами церквей, а в 1798 году подчистую разграбивший все храмы Мальты. А вот Гомпеш, хоть слабый и малодушный, зависимый от своих немецких родственников-масонов, все-таки вывез святыни. А затем по требованию императора Франца он передал их в Петербург.

– И тогда в католическом Мальтийском ордене появилось Великое Русское Приорство для православных?
– Павел Петрович решил создать в противовес французской масонской заразе мощное христианское братство. Однако выполнить до конца задуманное ему не удалось. 11 марта 1801 года он принял мученическую кончину от своих слуг-предателей. Павел I был убит по приказу английских масонов членами тайной российской масонской ложи, которой руководили англичане. Дальнейшая история Мальтийского ордена уже не была связана с Россией. Александр I не получил на это одобрения англичан. Орден вернулся под папское руководство и с тех пор стал верным помощником папской политики на все последующие годы.

– Как так получилось, что главной святыней ордена госпитальеров стала Десница Иоанна Крестителя?
– Из церковной истории известно, что в 1263 году при взятии Константинополя крестоносцами император Болдуин передал одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, тот преподнес ее аббатству во Франции. Десная рука продолжала храниться в Константинополе. В конце XIV – начале XV века ее видели в Царьграде русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима.

– А после падения Царьграда?
– Как и многочисленные мощи других святых, рука оказалась в плену у мусульман. По воле завоевателя святыни были собраны и хранились в царской сокровищнице, опечатанные султанской печатью. Но спустя тридцать лет турецкий султан Баязид II искал мира с рыцарями госпитальерами, ибо у него в то время находился его младший брат принц Зизим – конкурент и претендент на турецкий престол. По этой лишь причине Баязед II был вынужден передать величайшую святыню христианства в дар рыцарям. Об этом событии сохранилось свидетельство его современника, вице-канцлера ордена Вильгельма Гаорсана Галло. Он вспоминал, как посол султана вручил кипарисовый ларец, в котором на розовом шелке лежала рука Иоанна Крестителя, великому магистру Пьеру д'Обюссону на Родосе в 1484 году. Специальная комиссия установила подлинность реликвии.

– Десница была в целости и сохранности?
– На ней отсутствуют два пальца – малый и средний.

– Как так получилось?
– Мизинец находился с 1200 года в Студийском монастыре, а впоследствии он был перенесен в Константинополь, где хранится и поныне, только не в храме, а в Оттоманском музее. Средний перст, как сообщает церковное предание, был принесен святителем Саввой, архиепископом Сербским, патриарху Герману и царю Ласкарису и был положен в монастыре Жиче. Эта святыня в течение многих лет хранилась в Печской патриархии: В 1458 году погибло Сербское царство, и Елена (это была супруга сына деспота Лазаря Баранковича) перенесла ковчег в Морею – к своему отцу Тому Палеологу. Последний, спасаясь от турок, передал святыню Папе Пию II. Тот, в свою очередь, передал ее в храм Святой Марии Сиенской. Это его родной город, где до избрания на папский престол он был епископом. Раз в году эта святыня выносится для поклонения верующим, прибывшим в Сиену со всего мира. "Русский след" Десницы

– А что вы можете сказать по поводу "киевской версии" мощей Иоанна крестителя, которые якобы были перенесены на Русь? Это апокриф или нечто более реальное?
– Вполне реальное. Имеется одна интересная древнерусская рукопись XVI века, она называется "Сказание о перенесении на Русь перста св. Иоанна Крестителя от десныа его руки". Она была опубликована в 1907 году, но до сих пор остается практически не изученной. А между тем это небольшое по объему произведение занимает важное место в ряду других памятников, обосновывающих особое место Руси среди христианских народов через небесное покровительство того или иного почитаемого святого. Сказание прославляет св. Иоанна Крестителя как покровителя не только тех стран, в которых почивали его мощи прежде (Палестина и Греческая земля), но и Руси, причем Русь, как "новый народ", оказывается в одном ряду с более древними христианскими.

– Подождите, так она, эта часть Десницы, все-таки была на Руси или нет? И если была, то откуда появилась?
– Несмотря на катастрофические разрушения Киева 1240 года, святыня сохранилась. Впервые на нее обратил внимание российский историк А.Ю. Карпов. В своей статье он писал, что она может быть отождествлена с той частью мощей святого (кость фаланги), которая впоследствии хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. Когда именно и при каких обстоятельствах реликвия оказалась в Москве, неизвестно, но здесь она впервые официально зафиксирована в описи Успенского собора 1701 года. В ней отмечен "ковчег златой четвероуголной с кровелькою, в нем часть мощей святаго Иоанна Предтечи". Он был изготовлен по заказу царя Ивана Алексеевича в 1695 году.

– Тогда: где сейчас находится эта часть святых мощей?
– Вы не поверите, но в музее Московского Кремля. Именно так. В серебряном позолоченном мощевике XIX века, выполненном в форме креста. Ее нынешний инвентарный номер – "МР-3457; 1154 соб". Да и чего удивляться. Мощи преподобного Серафима Саровского также были найдены в запаснике музее, и долгие годы о них никто ничего не знал.

– Ничего себе! А что же тогда хранится в Оттоманском музее?
– Вероятно, что-то другое.

– А можно ли провести экспертизу?
– Нет, нельзя, поскольку это мощи. Святыня. Да и грех это. В истории известно пять, если не ошибаюсь, честных голов св. Иоанна Крестителя. Какая из них подлинная – неизвестно, один Бог ведает. Но в том, думается мне, и заключается божественный промысел. В плену властей и спецслужб

– Как развивались события после 1917 года?
– Реликвии с глубоким благоговением сохранялись в России до 1917 года. Русская Православная Церковь с 1799 года стала праздновать 12 октября (25-го по новому стилю) перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и Десной руки св. Иоанна Крестителя.

В 1923 году итальянское правительство обратилось в Москву с просьбой вернуть реликвии. Однако исполнить это оказалось невозможным. Известен письменный ответ настоятеля Павловского собора, протоиерея отца Андрея Шотовского в Наркомат просвещения. По его словам, 13 октября 1919 года в собор явился граф Игнатьев с каким-то военным. Настоятель протоиерей Иоанн Богоявленский упаковал святыни в футляр, и Игнатьев увез их в Эстонию. Какое-то время они находились в православном соборе в Ревеле, но затем были перевезены в Данию вдовствующей императрице – матери Николая II. После ее смерти в 1928 году ее дочери передали их главе Зарубежной Русской Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому) и некоторое время они находились в православном соборе в Берлине. В 1932 году епископ Тихон, окормлявший берлинскую паству, передал святыни югославскому королю Александру, и они хранились в специальной часовне в королевском дворце, а затем в церкви загородного дворца на острове Дединьи.

– А что происходило в период гитлеровской оккупации?
– В апреле 1941 года 18-летний король Югославии Петр II, уезжая в изгнание в Великобританию, встретился в монастыре Горный Острог с главой Сербской Православной Церкви Патриархом Гавриилом (Дожичем). Ему он и передал святыни на сохранение. Перед арестом и отправкой в концлагерь патриарх успел сокрыть их у архимандрита Леонтия Митровича, в отдаленном Черногорском монастыре Святого Василия Острожского. Там они тайно сохранялись всю войну.

– Насколько мне известно, до недавнего времени следы реликвий считались навсегда потерянными.
– Это не совсем так. В 1951 году в монастырь прибыли местные чекисты – специальная служба "Удба". Они взяли святыни и отвезли их в Титоград (ныне город Подгорица). Через какое-то время богоборцы передали Филермскую икону Божией Матери и другие святыни в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье.

– Сербской Церкви что-то было известно об этом?
– В 1968 году один из полицейских тайно сообщил о святынях Цетинскому игумену Марку (Каланья) и епископу Даниилу. Им и удалось в 1978 году добиться передачи Десницы и части Честного Креста Господня монастырю Рождества Богородицы в Цетинье. Но все это, подчеркну, делалось в большой тайне, в которую было посвящено лишь несколько человек. С этого времени и до сего дня эти святыни пребывают в Цетинском мужском монастыре.

– Проходила информация, что в 1993 году, во время визита в Черногорию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II стало известно местонахождение святынь.
– Да, тогда наш патриарх благословил Десницей народ Черногории. А 30 октября 1994 года, на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский митрополит Амфилохий наконец-то сообщил, что скрывалось под скромным наименованием церковных "вещей", найденных в Остроге и переданных в Цетинский монастырь. Итак, правая рука святого Иоанна Крестителя нашлась, удалось разыскать и Филермскую икону Божией Матери. Предвидение императора Павла

– Какой духовный, если угодно, сакральный смысл вы видите в появлении Десницы в Москве?
– Сама по себе коммунистическая мораль, побуждающая человека изживать в себе эгоизм и индивидуализм, отчасти все же соотносится с религиозной нравственностью, поднимающей нас над инстинктивным началом нашей природы и утверждающей в стремлении к духовному идеалу. Но заставить человека идти вверх невероятно трудно, тогда как скользить вниз по наклонной плоскости, наоборот, очень легко. Только религия в силах совершить подобную решительную перемену, полностью преобразить человеческую личность, и в этом я вижу причину того, что коммунизм так и не смог овладеть душами людей. Есть старинная притча. По улицам древней Александрии идет философ в окружении своих учеников. На их пути встречается уличная женщина. Обращаясь к философу, она говорит: "Ты всю жизнь учишь этих людей, а мне достаточно лишь поманить их, и они, бросив тебя, устремятся вслед за мной". Философ отвечает ей: "Ты права. Потому что я всю жизнь влеку их к вершине, и это восхождение дается им великим трудом, а ты их позовешь вниз, и они скатятся к тебе сами".

Российский император Павел I хорошо различал угрозу либерального перерождения человека и общества, которую несли Европе на своих штыках войска революционной Франции. Ибо новый масонский порядок открыто попирал христианские духовно- нравственные ценности, утверждая на их месте свои собственные "прогрессивные" идеалы и стандарты. Естественным образом взоры тех, кто стремился сберечь для мира великие мальтийские святыни, обратились в сторону русского христианского государя. В высшей степени знаменательно, что именно православная Россия стала спасительницей хранившихся на Западе реликвий христианского мира.

И вот наконец, спустя почти девяносто лет, святыни, прибывшие в царствование Павла Петровича из Мальты в Россию, вновь оказались в нашей стране. Пусть ненадолго, но им смогли поклониться сотни тысяч верующих россиян. Наша справка

Одно из первых описаний Десницы св. Иоанна Крестителя сохранилось в записках боярина Б.П. Шереметева, побывавшего на Мальте в июне 1698 года. Борис Петрович вспоминал о своем присутствии на торжественном шествии рыцарей Мальтийского ордена, когда Десницу св. Иоанна Крестителя с большими почестями выносили из кафедрального собора и несли по улицам Валетты. Его поразил вид мощей. "Та святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека, – писал он. – Показуют же оную руку всенародно годом немногажды". В тот год эту святыню видели еще пять делегаций из России, побывавших на Мальте, о чем до сих пор мало известно российским читателям

 

e-max.it: your social media marketing partner