|
Попробуем разгадать тайну строительства гигантских храмов...
|
На одном из островов Мальтийского архипелага - Гозо - находится храм, который считается самым первым каменным сооружением на Земле. Он по возрасту старше египетских пирамид на 1000 лет. Им 5 тысяч лет, а храму 6 тысяч. Называют его Джгантия, что в переводе означает «башня гигантов». Нарекли так потому, что храм построен из больших каменных глыб весом от 20 до 50 тонн и высотой 6 метров. Из таких же гигантских блоков построены в 3600 году до н. э. другие храмы - Хаджар Им (в переводе с мальтийского - «стоячие камни для поклонения») и Мнайдра («наблюдать») на самой Мальте.
Почти все глыбы стоят ровно и плотно - между ними невозможно протиснуть даже лезвие ножа. Как в те далекие времена люди могли такое сотворить? По мистической версии и по древним легендам, когда-то на архипелаге жили великаны. Им-то якобы было с руки переносить на большие расстояния огромные каменные блоки и точно укладывать их в постройки. Другая версия парапсихологическая. Мол, строителями были жрецы, обладающие даром телекинеза - способностью передвигать взглядом любые предметы, в том числе и циклопические камни.
И официальная версия. При раскопках храма Таршиен найдены небольшие каменные шары. Сейчас один из музейных стендов воспроизводит предполагаемую технику строительства: плита кладется на 8 - 10 этих каменных шаров, обвязывается веревками, и два человека ее тянут, как тележку на колесиках, а еще 4 - 5 человек подкладывают под плиту следующие шарики и подталкивают все сооружение. Доставив плиту таким образом на место стройки, ее поднимают с помощью длинного шеста те же четыре человека.
- Вообще-то даже последняя версия выглядит не слишком убедительно, - сомневается российский геолог, специалист по Мальте Дмитрий Бех-Иванов. - На плитах нет ни следов шаров, ни следов каких-либо инструментов, посредством которых они откалывались от массива. Ситуация парадоксальная, ведь никому на Мальте после древних людей такое не удавалось.
И Дмитрий Эвальдович выдвигает свою версию:
|
- Я понял, почему храмы расположены на осушившихся участках «болотных» известняков. Древние люди додумались отдирать образовавшуюся корку известняка от более мягкой основы и получившиеся плиты использовать как материал для стен.
Действительно, решение было гениально простым. Выдолбив небольшие ямы вдоль предполагаемой границы плиты по небольшой тектонической трещине или уступу, люди заводили под твердый слой короткие концы бревен. Потом нажимали на длинные концы, действуя ими как рычагами, отдирали корку от подстилающих, еще не застывших осадков и ставили ее вертикально. Делали они это прямо на месте строительства или рядом.
- Подтверждение этому я нашел, - продолжает геолог Бех-Иванов, - когда в основании блоков храма Хаджар Им отчетливо увидел большие полукруглые лунки, похожие на следы от бревен. А в северной стене храма Джгантия обратил внимание на то, что несколько штук камней подряд стоят на самой неудобной для установки короткой стороне. Вряд ли это случайность. Если бы плиты откуда-то привозили, нетрудно было бы в процессе транспортировки развернуть их и поставить на более устойчивую длинную сторону. Причем большие блоки использовали при строительстве стен только при возведении нижнего ряда, наверх же поднимали маленькие. Так что трудозатраты при возведении этих огромных храмов были минимальны. Кроме того, у древних строителей были и «цемент», и «штукатурка». Они знали о возможности быстрого превращения карбонатных илов в известняки. И использовали еще неотвердевший карбонатный материал как вяжущее средство при строительстве храмов. А перемешав его с водой, получали раствор, которым затирали неровности стен.
Но к чему мы так подробно описали методы строительства мальтийских храмов? А к тому, что есть версия: древние жители Мальты руководили возведением великих пирамид в Древнем Египте.
Такая невероятная на первый взгляд гипотеза возникла после того, как археологи выяснили: с Мальты по неизвестной причине внезапно пропали все ее жители примерно в 2000 году до н. э. А по некоторым уточненным данным - в 2500 г. до н. э. (Как и куда пропали, об этом мы расскажем в ближайших номерах «КП». - С. К.). Одни их следы якобы нашли при строительстве английского Стоунхенджа (см. «КП» за 11.03.10). Там неподалеку от него вскрыто древнее захоронение возрастом более четырех тысяч лет. В нем находились останки человека. На его одежде и утвари сохранились декоративные элементы, характерные для уроженцев Мальты. По словам директора Археологического общества Уэссекса Эндрю Фицпатрика, именно этот человек научил англичан возводить каменные мегалиты.
И если предположить, что мальтийцы после катастрофы смогли добраться до европейского материка, то ведь возможно, что смогли дойти и до Египта? Ведь архипелаг удален от берегов Северной Африки всего-то на 230 км. А гипотезы о том, что пирамиды - дело рук представителей других развитых цивилизаций, выдвигаются давно.
|
- Мальтийцы с острова исчезли именно тогда, когда в Египте началось строительство великих пирамид - около 2500 года до н. э., - рассуждает историк Стефан Флориан. - По датам сходится. И тем более известно, что мальтийские каменные мегалиты на 1000 лет старше египетских. То есть у мальтийцев за плечами был многовековой опыт строительства каменных сооружений. Даже есть сходство в названиях: плато ГИЗА, где стоят пирамиды, и остров ГОЗО (Гоцо - это на итальянский манер), где находится Джгантия.
Что же указывает на «мальтийский след» в Египте? Во-первых, каменные саркофаги, украшенные барельефами с изображениями усопшего на крышке. Они были найдены в подземных катакомбах Мальты. В точно таких же позже стали хоронить фараонов в Египте.
Во-вторых, способ постройки пирамид, который предполагал все «делать на месте» - ничего не тащить издалека. И использовать строительный материал, который буквально находится под ногами. У себя на острове они использовали болотистый известняк и воду. В Египте ил с реки Нил смешивали с активированной золой, содой и измельченным гранитом. Таким образом, многотонные бетонные блоки отливали на месте из цементного раствора в деревянных опалубках (см. «КП» от 29.05.2007). Этим и можно объяснить удивительную точность подгонки блоков друг к другу. Просто уже вмонтированные «камни» служили опалубкой с одной, двух или даже трех сторон. Открытую подбивали досками.
Конечно, это одна из версий строительства пирамид. Подлинная технология их возведения еще не раскрыта. Но в пользу отливки блоков на «месте укладки» находится все больше подтверждений. Этому посвящены последние научные работы специалистов французского Центра аэрокосмических исследований и Университета Дрекселя в Филадельфии (США).
И еще один возможный косвенный след пребывания на египетской земле древних мальтийцев. Долго считалось, что египтяне Древнего царства (2500 лет до н. э.) не знали колеса - колесницы у них появились лишь тысячу лет спустя. Но пару лет назад археологи обнаружили рисунок тех времен. На нем рабочие шлифуют каменную стену, стоя на лестнице с колесами! А теперь вспомните о каменных дорогах, или «рельсах», которыми Мальта исполосована вдоль и поперек (см. «КП» от 11.03.10). Кто-то же колесил по острову в доисторические времена. Выходит, и колесо они могли египтянам презентовать.
Но для чего строили эти странные мегалиты? Их назначение так же непонятно, как и пирамид.