В Русской церкви 12-го октября (25 октября) совершается празднование перенесения с острова Мальты в Гатчину трех великих святынь: части древа Животворящего Креста Господня, чудотворного образа Филермской Божией Матери, написанного святым Евангелистом Лукою, и десной руки святого Иоанна Крестителя. Передадим вкратце историю происхождения каждой в отдельности из этих святынь и установления в честь их праздника.
В 119 году, по повелению Адриана, пещера, куда христиане собирались на поклонение святому Кресту, завалена была землею, замощена камнем, и здесь воздвигнуто было идольское капище.
Св. Елена, с патриархом Иерусалимским Макарием, долго отыскивала Крест Господень. Наконец, указали ей на одного престарелого иудея, именем Иуду, который знал место нахождения Креста, но он стал отговариваться незнанием. Тогда его посадили в глубокий ров и стали томить голодом. Пробыв там без пищи шесть дней, он, наконец, вынужден был показать искомое святое место, о коем слышал в младенчестве от своего деда. Находящееся здесь идольское капище было разрушено, и, когда место это расчистили, открыта была пещера, где был гроб Господень, и тут же найдены три креста, и отдельно от них доска с надписью еврейской, греческой и римской, о которой свидетельствовал евангелист Иоанн: ИИСУС НАЗАРЯНИН, ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ.
Но как было отличить крест Господень от других крестов, когда все три креста лежали вместе и надпись находилась отдельно от них? Тогда Бог чудом указал на тот Крест, на котором распят был Спаситель. Вот что предание повествует об этом. В то время, когда святая Елена и Макарий недоумевали, который именно Крест Господень, мимо проносили тело умершего. Святая Елена велела остановить шествие и положить по очереди кресты на тело умершего; и когда положен был Крест Господень, мертвый ожил.
Положен был также Крест на больную женщину, и она тотчас же исцелилась. Святая Елена, патриарх и все присутствующие при этом чуде с радость и благоговением поклонились и целовали животворящий Крест; но стечение народа было так велико, что не позволяло каждому подойти к Нему, и многие желали, по крайней мере, видеть Его. Тогда патриарх Макарий взошел на возвышенное место и оттуда показывал святой Крест, поднимая Его. Народ с благоговением молился и взывал: “Господи, помилуй”. И многие язычники при этом уверовали во Христа и крестились.
Таким образом день обретения креста сделался началом ежегодного праздника ВОЗДВИЖЕНИЯ. На самом том месте, где был найден святой Крест, воздвигнут был храм во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
Событие обретения Креста Господня случилось 3 мая 326 года.
После падения Иерусалима в 1187 году Крест Господень был отнесен сарацинами в Багдад, где находился более тридцати лет, так как Саладин и его приемники ни за какие сокровища в мире не хотели возвратить Его христианам.
Только в 1221 году, после удачной войны, христианам был возвращен Святой Крест. С сего времени начали отделять и отдавать большие части Креста Господня, как благословение, некоторым крупным городам...
В награду за необычайное мужество и самоотверженность, которую иоанниты показали еще во времена своего пребывания в Иерусалиме (1118 – 1187 гг.) в битвах с войсками египетских и багдадских халифов, они получили частицу Животворящего Креста Господня.
Недалеко от города Родоса на одноименном острове в Средиземном море в горах находятся развалины античного селения Филеримос, где неподалеку сохранилась небольшая древняя церковь, посвященная Богоматери. С этим храмом связана история Филермской иконы Божией Матери, написанной, по преданию, св. Евангелистом Лукой и освящена благословением Самой Приснодевы, на благословение Которой имел обыкновение приносить труды своих рук Евангелист-живописец.
Около 46 года она принесена была на родину святого Луки, в Антиохию, где и сохранялась до времени царствования Константина Великого, когда вместе с другими вещественными памятниками земной жизни Иисуса Христа и апостолов была перенесена в восстановленный Константином Иерусалим.
Во время четвертого крестового похода икона Одигитрии вместе со многими другими святынями Константинополя была взята крестоносцами из Влахернской церкви и отправлена на Запад. Перенесенная снова в Палестину, она досталась иоаннитам. Однако, вскоре мусульмане вытеснили иоаннитов из Палестины, и те обрели убежище на Кипре, где жили в течение 19 лет (1291-1310 гг.). После этого они перебрались на остров Родос, куда была пренесена резиденция капитула ордена. Остров, покрытый благовонными лимонными, апельсиновыми и гранатовыми рощами, с мягким и теплым климатом, показался иоаннитам хорошим местом для постоянного пребывания.
Прибывшая сюда вместе с другими святынями икона была помещена в специально построенной для нее в селении Филеримос неподалеку от столицы острова церкви. Иоанниты очень почитали икону, считая ее своей покровительницей, и святыня постоянно путешествовала с ними.
Евангелист Матвей, излагая обстоятельства мученической кончины святого Иоанна Крестителя, замечает, что ученики его, пришедши, взяли тело (кроме главы) и погребли его На месте погребения Предтечи в Самарийском городе Севастии уже в III-м веке была выстроена церковь, посвященная его имени. Чествование же его памяти и поклонение его честным мощам совершалось еще во времена апостольские.
По преданию, идущему от глубокой древности, святой Евангелист Лука, проповедуя Христа в Севастии, поклонился останкам мощей Его Крестителя и просил жителей Севастии дозволить ему перенести их в Антиохию, где бы они могли быть спасены от поругания и истребления неверными. Но севастийцы позволили ему взять только десницу Крестителя, которая с благоговением и была перенесена им в Антиохию.
Наступили времена Юлиана Отступника, когда христиане подверглись жесточайшему гонению. Христианские святыни безжалостно истреблялись: храмы рушись, мощи святых извлекались из могил и сжигались. Без следа было уничтожено тело Иоанна Крестителя. Десница же пророка сохранилась — жители Антиохии спрятали ее в одной из городских башен, откуда она была извлечена только после смерти беззаконного царя. Но скоро Антиохию захватили сарацины — они пленили бесценную реликвию.
В Х веке некий дьякон Иов из Антиохии выкрал у агарян десницу и унес ее в город Халкидон, откуда она по повелению византийского императора Константина Багрянородного была доставлена в Константинополь. Сначала десница находилась в церкви Пресвятой Богородицы Фарской, потом ее передали в монастырь Памакаристос, и, наконец, в храме Святой Софии она обрела покой. Но, как оказалось, не надолго. В 1453 году Константинополь был захвачен османами.
Наследник Мехмеда II Завоевателя султан Баязид II искал мира с христианскими рыцарями и не желал ссориться с Великим магистром ордена Пьером Обюссоном, ибо у него в то время находился его Августейший младший брат - принц Селим - претендент на турецкий престол, впоследствии занявший престол Османской империи под именем Селима I. Опасаясь утратить власть, Баязед II вынужден был передать в 1484 г. величайшую Святыню Христианства - десницу Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна в дар Родосским рыцарям - Мальтийскому Ордену, коим остров Родос отвоеван был у турок и сарацин в XIV в.
С этого момента судьба святынь становится неразрывной…
В Иерусалиме, напротив входа во Храм Живоносного Гроба Господня, на месте, которое носит сейчас название Греческий Базар и где располагаются магазины, кафетерии, сувенирные лавки, — девять столетий назад стояло здание, «до того огромное и изумительное, что представлялось бы чем-то невероятным, если бы каждый не мог лицезреть его». Так отзывался о виденном здании иерусалимского Госпиталя паломник Николо де Мартони.
Здание предназначалось для двух тысяч паломников, а обслуживали его сотни рыцарей странноприимного ордена святого Иоанна Крестителя, которые в дальнейшем получат название госпитальеров. Основание братства, которое ставило своей целью защиту христианских паломников и призрение за больными, приходится на 1048 год. Первые десятилетия своего существования, до возникновения Иерусалимского королевства крестоносцев, изначальная организация госпитальеров-иоаннитов существовала под омофором Патриарха Иерусалимского, с его согласия и благословения. Хотя часть братии и придерживалась латинского обряда, первые пятьдесят лет его существования (до 1099 года) орден надо рассматривать в качестве братства православного.
Орден планомерно и успешно развивал свою деятельность в Святой Земле. Постоянно возникавшие опасности заставляли иерусалимских правителей обращаться за помощью к ордену иоаннитов. Странноприимцы возводили мощные крепости на границах королевства и мужественно обороняли их от врагов христианства, не забывая при этом своей главной обязанности - служения больным и страждущим.
Об острове Родосе упоминает в своих записках русский игумен Гавриил, говоря, что “остров Родос, большой и очень богатый всем. На этом острове был (в рабстве) два года русский князь Олег”. (Речь идет об Олеге Святославовиче, деде Игоря, героя “Слова о полку Игореве”).
В конце июля 1522 г. 100-тысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни (Законодателя) высадились на острове, где пребывала десница Предтечи, и начали осаду крепости и столицы Ордена иоаннитов. 15 (28) декабря 1522 г. над руинами Родоса был поднят белый флаг. В условиях сдачи острова, полученных и принятых турецким султаном, в том числе говорилось: «чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и Крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество: чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы, за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова».
Покинув Родос, рыцари более 7 лет перевозят десницу и другие Святыни по разным городам Италии; остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти владетельных синьоров. 14 (27) марта 1530 г. император Священной Римской империи Карл V передает острова Мальта, Комино и Гоцо, а также крепость Триполи в Ливии Ордену иоаннитов на вечные времена. 16 (29) октября того же года Святыни вместе с великим магистром ордена прибыли на о. Мальта. Местом хранения Святынь сделался форт Сан-Анжело (Святого Ангела), а позднее замок Святого Михаила - главная резиденция Мальтийского Ордена. С 11 (24) августа 1568 г. реликвии рыцарей находились в построенной магистром ордена Жаном де Ла Валетом церкви Святой Матери Божией Победной. 5 (18) марта 1571 г. реликвии Ордена торжественно перенесены были в новую столицу Ла-Валетта, в собор Святого Иоанна.
Первым подданным Российской Империи, узревшим Мальтийские реликвии и прикоснувшимся к ним, был боярин Борис Петрович Шереметев, будущий генерал-фельдмаршал Русских войск, первый граф Российской Империи и Андреевский кавалер, а в то время специальный посланник Царя Петра I Алексеевича. Произошло это событие первого (14) мая 1698 г., что и было засвидетельствовано в исторических записках о 9-дневном путешествии, опубликованных сыном фельдмаршала в Санкт-Петербурге в 1773 г.: «Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались. По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать … Та Святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды».
По воле Божией, спустя 100 лет после первого визита в столицу Ордена русского паломника Б. П. Шереметева, Святая десница Иоанна Крестителя, древнейшая Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы и часть древа Животворящего Креста Господня, составляющие Святыни Мальтийского ордена на протяжении многих веков попадают в Гатчину.
«Украшенный венцом, Ты будешь нам отцом!» - так, обращаясь к наследнику престола Павлу Петровичу, восклицали в одном из своих гимнов русские масоны. Окруженный их плотным кольцом, наследник цесаревич, казался им тем человеком, которым будет легко управлять в своих целях. Готовился даже план убийства императрицы Екатерины, которая приняла решение о полной ликвидации масонства в России. «Каменщики» хотели сделать с Павлом то, что впоследствии они сделали с Александром, то есть связать Павла с убийством матери, а потом управлять им по собственному усмотрению. Но хотя императрица и умерла при крайне загадочных обстоятельствах, планам «братьев» в отношении Павла не суждено было сбыться.
Император Павел сам не был масоном, хотя такой вывод и делается порой на основании неясных намеков и двух сомнительных портретов позднейшего времени, где император изображен одновременно со знаками ордена св. Иоанна и масонскими регалиями. Портреты эти больше походят на карикатуры, потому что, вопреки расхожему мнению, орден иоаннитов никогда никакого отношения к масонству не имел. Кроме того, как явствует из масонской переписки, и сам Государь император Павел Петрович принят в масоны тоже не был. Вероятнее всего, учитывая благородный характер наследника, «братья» не решились раскрыть свои карты, и решено было использовать Павла Петровича «втемную». В дальнейшем, когда Император узнает от графа Растопчина об истинных целях масонов, многие из них лишатся прежнего влияния, потеряют всякое значение и станут предметом язвительных насмешек Государя. Фактически деятельность масонских лож в царствование императора Павла Петровича была прекращена, что является лучшим доказательством того, что сам он масоном не был.
Тогда как перенесение рыцарства на русскую почву соответствовало представлениям Императора о том, как можно облагородить правящий класс, внушить дворянству высокие идеалы самоотверженного служения.
В течение ряда лет русский император лелеял мысль сгруппировать вокруг Мальтийского ордена все духовные и военные силы Европы, без различия национальности и вероисповедания, чтобы подавить движение, которое угрожало не только “престолам и алтарям”, но также всему существующему порядку в мире. Кто знает, размышлял российский монарх, не суждено ли и сейчас этому Ордену, так долго и успешно боровшемуся против врагов христианской Европы, объединить все лучшие элементы и послужить могучим оплотом против революционного движения? Помимо того имп. Павла прельщали в Мальтийском ордене, его традиции, рыцарский уклад и его мистически религиозное направление, так отвечающее его собственному религиозному мировоззрению.
Вот основные мотивы, которые руководили императором Павлом в его сближении с Мальтийским орденом. Дальнейшие события развивались стремительно.
В 1797 г. император Павел принял на себя обязанности протектора Мальтийского ордена. 10 (23) июня 1798 г. остров Мальта без видимого сопротивления захвачен был 40-тысячной армией Наполеона Бонапарте. Покидая Мальту по приказанию французского правительства великий магистр ордена Фердинанд Джозеф фон Гомпеш увез с собою Святыни, которые упоминаются в документах Ордена впервые в 1530 г., когда иоанниты прибыли на Мальту, а вместе с ними и символы Ордена - печать, корону и «кинжал чести».
“Захватив Мальту; французы выслали русского посланника и объявили жителям острова, что всякий русский корабль, появившийся у их берегов, будет немедленно потоплен. Император Павел был глубоко возмущен подобным поступком французов. Не прошло и двух месяцев после захвата Мальты ген. Бонапартом, как русская эскадра адм. Ушакова совместно с турецким флотом приняла участие в действиях против Франции в Средиземном море. Захватив Ионические острова, русские готовились уже овладеть Мальтой, но англичане предупредили их. Нежелание Великобритании вернуть остров Ордену, не дало возможности дальнейшим событиям завершиться в благоприятном для него направлении.
Спасая Святыни от рук французских вольнодумцев, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе. Так они на малое время оказались в городе Триест, позднее в Риме и, наконец, оказались в Австрии. Здесь низложенный Наполеоном магистр остановился как частное лицо в надежде найти защиту в лице Австрийского императора.
15 (28) августа 1798 г. оставшиеся верными клятве защищать христианство кавалеры и сановники Ордена из России и Европы общим решением низложили магистра Гомпеша. Они обвинили его в «глупейшей безпечности» - предательской сдаче Наполеону о. Мальта без боя. Рыцари сочли возможным назвать его соучастником измены, после чего обратились с нижайшей просьбой к Государю Императору Павлу I Петровичу принять Мальтийский Орден под свое Державство.
24 ноября (7 декабря)1798 г. Всероссийского Государь Павел I Петрович принял титул Великого Магистра Мальтийского и возложил на себя знаки нового сана: белый мальтийский крест, рыцарскую мантию, корону и меч, осуществив таким образом, личную унию ордена с Российской империей. К императорскому титулу повелено было прибавить слова: «Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского», а в государственном гербе на грудь орла возложен был мальтийский крест, существовавший здесь в течение двух с половиной лет”.
Известно, что Русский Самодержец дал Французскому королю Людовику XVIII (1755-1824) убежище в Митаве, а на Волыни и в Подолии разместил 7-тысячный корпус, состоявший из пяти полков французов-эмигрантов, состоявших на русской службе, под командованием принца Конде. Таким образом на титул Великого Магистра Ордена Государь имел полное право, поскольку Монарх самодержавно управлял миллионами католиков Российской Империи, и де-факто мог возглавить католический орден, а кроме того изначально в момент основания орден был православным, а в последствии стал католическим. Факт сей признали практически все светские правительства Западной Европы, кроме естественно самой Франции, Испании, Англии и Рима. Решение Государя Павла I Петровича получило признание у первого среди коронованных особ Европы - Императора «Священной Римской империи немецкой армии» и Апостолического короля Венгрии Франциска I/II.
Павел I издал манифест об “Установлении в пользу российского дворянства ордена св. Иоанна Иерусалимского”. Новый российский мальтийский орден состоял из двух отделов: православного и католического.
Император Павел стремился насадить рыцарство в русском дворянстве и вместе с тем всячески стремился облегчить доступ в Орден лиц недворянского происхождения, установив для них звание почетных кавалеров. Российский император видел в Ордене возможность усиления борьбы с атеистическими и революционными идеями.
Однако, судьба Мальтийского ордена в России не была долгой. Россия не поняла возвышенных устремлений своего императора. Европе они были также непонятны. После мученической кончины Павла I, «отбившегося от рук» масонов, Александр не захотел принять управление Орденом, хотя и не отказал ему в покровительстве, приняв на себя обязанности протектора Ордена. Спустя несколько лет, в 1817 г. было объявлено об упразднении Ордена в России. Но вернемся к повествованию о “мальтийских” святынях, покинувших Мальту и продолживших свое странствование по свету…
Чтобы расположить к себе Государя Императора Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра, Франциск II принудил Фердинанда Джозефа фон Гомпеша к отречению (1798) и приказал конфисковать у него Священные реликвии Ордена, которые тот хранил, найдя убежище в Австрии. Святыни по приказу Австрийского императора без промедления отосланы были специальной делегацией в новую резиденцию Ордена - Царствующий град Санкт-Петербург. Так в числе других Святынь, в лоно Православной Церкви и державы Всероссийской вернулась Святая десница великого угодника Божия Пророка и Крестителя Иоанна.
3 августа 1799 г. депутация Мальтийских рыцарей принята была в Петергофе Всероссийским Императором Павлом I - 72-м Великим Магистром Державного Мальтийского Ордена. Рыцари просили Самодержца принять Святыни Ордена за оказанные Русским Императором благодеяния и заботу, а так же предъявили ему акт об отречении от поста Великого магистра фон-Гомпеша, подписанный им 6 июля в Триесте. Приняв дары, Государь повелел отметить столь значимое событие с особой торжественностью и увековечить его в истории Русской Церкви.
Первоначально хранились в здании мальтийского капитула, который был размещен в Воронцовском дворце на Садовой улице в Петербурге, впоследствии превращенном в Пажеский корпус.
Последовавшее вскоре перенесение святынь в Гатчину было приурочено к семейному торжеству Высочайшей Семьи - бракосочетанию дочери Императора великой княжны Елены Павловны, которая к тому времени была обручена с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридрихом Людовиком. Бракосочетание Елены Павловны было решено совершить в Гатчине 12 октября; этот же день был назначен Павлом I и для торжества по случаю перенесения из Мальты в Россию Святой десницы Пророка и Крестителя Господня Иоанна и других Христианских Святынь, которое навсегда вошло в православный Церковный месяцеслов.
“В 10 часов утра из Гатчинского дворца выехала по направлению к городку Ингебургу целая кавалькада с Императором во главе, с членами царской семьи и с многочисленной спитой, - для встречи другой процессии, в которой представители Мальтийского ордена везли в Гатчину свои Святыни. Встреча произошла у Спасских ворот, откуда и началось торжественное шествие по широкому проспекту - обратно ко дворцу.
Впереди с Крестным ходом шло духовенство, затем, в придворной золоченой карете ехал наместник Мальтийского ордена граф Юлий Литта (1763-1839), у которого на руках, в золотом ковчеге, на алой бархатной подушке, покоилась честная десница Св.Иоанна Крестителя. Вслед за Литтой мальтийские рыцари везли Филермскую икону Божией Матери и часть Животворящего Древа. Император Павел I шел рядом с каретой в полном облачении Великого магистра. На нем были красный «супервест» и черная мантия, на груди - мальтийский крест, а на голове - золотая корона Великого магистра. За Императором шли русские члены Священного совета Мальтийского ордена: граф Иван Петрович Салтыков (1730-1805), князь Пeтp Васильевич Лопухин (1753-1827), Яков Ефимович Сиверс (1731-1808) и другие. За ними следовала многочисленная царская свита; шествие завершало множество простых жителей Гатчины.
Когда процессия приблизилась ко дворцу, Павел I взял десницу св.Иоанна Предтечи и с пением тропаря внес ее в придворную церковь, где и положил на приготовленном месте; здесь же была положена Филермская икона Божией Матери с частью Животворящего Древа. Таким образом, Гатчинский придворный храм удостоился быть местом хранения Святынь, ниспосланных России. В благодарение Богу Павел I принес свой дар церкви, повелев устроить богатые - золотые, украшенные бриллиантами и драгоценными камнями, ковчеги для десницы Св. Иоанна Предтечи и для части Креста Господня, а для Филермской иконы Божией Матери - такую же новую ризу. В память этого события, по высочайшему повелению, был учрежден ежегодный праздник, внесенный в церковный месяцеслов под 12 октября (ст.ст.)”. Так описывал перенесение святынь священник Н.Смирнов в брошюре, изданной в Гатчине в 1879 г.
В память великого события Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября общецерковное празднование Дня перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и Святой десной руки Пророка Иоанна. Считается, что праздник 12/25 октября был установлен по аналогии с установлением в X веке подобного же празднования по случаю перенесения десной руки Иоанна Предтечи из Антиохии в Константинополь в самый день Навечерия Богоявления Господня 994 года.
«Служба на пренесение честныя руки Предтечевы» (см. фото) была составлена придворным протоиереем, членом Вольного экономического общества отцом Сергием Ливотовым (ум. 1808) и в том же году опубликована. Однако праздник торжественно отметили лишь однажды - в 1800 г. и после насильственной смерти 1 (14) марта 1801 г. от рук заговорщиков Государя Императора Павла I праздник только значился в месяцеслове.
Святыни по Высочайшему повелению перевезли в Петербург, где они были помещены в большом придворном соборе Спаса Нерукотворенного Образа при Императорском Зимнем дворце. В Гатчину святыни не привозились вплоть до 1852 года. Их снова как бы призвал в основанный и любимый им город император Павел…
С 1801 г. Мальтийские Святыни пребывали в Императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. Так продолжалось четверть века, пока в декабре 1837 г. не случился страшный пожар, во время которого Святыни были спасены, но на время покинули резиденцию Императоров Всероссийских. По восстановлению Зимнего Дворца, в день Благовещения 25 марта (7 апреля) 1839 г. Митрополит Филарет (Дроздов) в присутствии Государя Императора Николая I Подвиголюбивого и Августейшей семьи освятил обновленный собор Спаса Нерукотворного Образа, в котором Святыни и заняли подобающее им место.
В первой половине XIX-го века Гатчина была настолько мала, что в ней не было даже отдельно стоящего православного храма. Его роль выполняла построенная в 1823 году госпитальная церковь св.ап.Павла.
В 1840-х годах, когда Гатчина стала штаб-квартирой императора Николая I во время ежегодных военных маневров, наметился и значительный рост населения города. Утвержденный в 1845 году новый градостроительный план Гатчины значительно расширил ее территорию. Композиционным центром города должен был стать новый собор во имя небесного покровителя основателя Гатчины – св.ап. Павла. Приделы в честь Марии Магдалины и Константина и Елены были освящены в память о небесных заступниках супруги императора Павла I императрицы Марии Феодоровны и его детей великого князя Константина и великой княгини Елены.
Составление проекта было поручено профессору архитектору Роману Ивановичу Кузьмину (1810-1867), одновременно осуществлявшему перестройку Гатчинского дворца.
Собор, заложенный 17 октября 1846 г., был закончен постройкой и освящен митрополитом Никанором (Клементьевским) 29 июня 1852 г. Строился он на средства, отпущенные из государственного казначейства. Во время торжественного освящения прихожане осмелились обратиться с прошением к христолюбивому Императору с просьбой перенести Мальтийские Святыни в собор, носящий имя небесного покровителя убиенного Августейшего отца его Государя Мученика Павла I Петровича. Император Николай I Павлович не дерзнул расстаться с реликвиями, поднесенными его отцу, но отдал распоряжение ежегодно переносить Святыни в Гатчину для поклонения народу.
С 1852 по 1919 гг., как и повелел Император Николай I, все три Святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Именно оттуда накануне праздника 12 (25) октября совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира съезжались богомольцы. Они имели счастье по милости Божией поклониться Святыням, и, конечно, же, помянуть добрую память убиенного Государя Мученика Павла I Петровича. 22 октября (4 ноября) Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец. Так происходило до 1916 г.
В 1917 г. Святыни, по обычаю доставленные в Гатчину накануне 12 (25) октября, остались после переворотов 1917 г. в Павловском соборе на постоянное хранение. В 1923 г. Итальянское правительство обратилось к большевикам с просьбой вернуть, очевидно, за большое вознаграждение, Святыни Мальтийского Ордена. В ноябре 1919 г. при отходе войск генерала от инфантерии Николая Николаевича Юденича (1862-1933) из-под Петрограда, они, по приказу генерала, вывезены были в Таллинн, откуда позже попали в Западную Европу. Об этом мы узнаем от настоятеля Гатчинского Павловского собора протоиерея Андрея Шотовского (ум. 1933), написавшего в большевицкий Наркомат просвещения следующее:
«1919 года, января 6 дня Протопресвитером Зимнего дворца отцом А. Дерновым были привезены.святыни: часть древа Животворящего Креста Господня, десная рука Святого Иоанна Крестителя и икона Филермской Божией Матери. Все эти Святыни были привезены в том виде, в каком они и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Божией Матери - риза и ларцы для мощей и Креста. После Богослужения, совершенного Петроградским Митрополитом, эти Святыни были выставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей города Гатчины». Далее в своем письме отец Андрей сообщал, что 13 октября в собор явился шталмейстер граф Павел Николаевич Игнатьев (Министр народного просвещения в 1915-1916), «с каким-то военным», и изъял Святыни. В соборе же созданы были копии Святынь: образ Богоматери Филермская, мера и подобие чудотворного и живописное изображение Святой кисти десной руки Пророка Иоанна Крестителя.
Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский будущий Священномученик (память 31 января/11 декабря), упаковал Святыни в футляр, и граф П. Н. Игнатьев увез их в Эстонию, в город Ревель (ныне Таллинн). Некоторое время находились Святыни там, в соборе Святого благоверного Князя Александра Невского.
11 апреля 1919 года в возрасте 72 лет Вдовствующая Императрица Мария Федоровна с дочерьми Ксенией и Ольгой покинула навсегда Россию на борту, специально присланного ее сестрой, английской королевой Александрой, британского крейсера «Марлборо» в Константинополь, затем на Мальту. Оттуда на крейсере «Нельсон» переехала в Великобританию, а в августе 1919 г. прибыла в Данию, где с Ольгой поселилась у племянника короля Христиана Х. Ей и были отправлены святыни как единственной законной владелице. В Копенгагене имелся русский Православный храм, сооружение которого было предпринято в 1878 г. по желанию будущего Императора Александра III. Постройка стоила 370 тысяч рублей, из которых 70 тысяч Александр повелел покрыть из его личных средств. Свято-Александро-Невский храм был освящен в 1883 г.
После её кончины 13 октября 1928 г. в г.Роскильде - пригороде Копенгагена ее Августейшие дочери Великие Княгини Ксения и Ольга Александровны передали Святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому).
Некоторое время Святыни находились в кафедральном Свято-Воскресенском соборе Берлина. Но в 1932 г. епископ Тихон (Лященко), окормлявший берлинскую паству, передал Святыни королю Югославии и Андреевскому кавалеру Александру I Карагеоргиевичу, который с особенным благоговением хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи. Королю Александру Карагеоргиевичу их передали в благодарность за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам.
В апреле 1941 г., с началом оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II Карагеоргиевич и глава Сербской Православной Церкви патриарх Гавриил (Дожич) вывезли великие Святыни в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, епископа Захолмского (память (29 апреля) 12 мая), где тайно они сохранялись у архимандрита Леонтия (Митровича). Но в 1951 г. в монастырь прибыли местные чекисты - югославская спецслужба «Удба». Они взяли Святыни и отвезли их в Титоград (ныне Подгорица).
Реликвию уже пытались вернуть в Россию. Когда в 1947 г. Иоанн Богоявленский стал эстонским епископом с именем Исидор, то ему при избрании митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) категорично заявил: «Ты увез, ты и возвращай!», но не вышло…
Прошло время, и Святыни были переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье. В 1968 г. один из полицейских тайно сообщил о Святынях цетинскому игумену Марку (Каланья) и епископу Даниилу. С 20 января 1978 г., дня памяти святого Иоанна Предтечи, его честная десница и часть Честного Креста Господня почивает в Богородицком монастыре города Цетинье в Черногории.
30 октября 1994 г. на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский Митрополит Амфилохий (Радович) открыл тайну православному народу: что же скрывалось под скромным наименованием церковных «вещей», найденных в монастыре Святого Василия и переданных в Цетинский монастырь Святого Петра I Петровича Митрополита Цетинского, память которого мы отмечаем в день Собора Петербургских Святых (3-я Неделя по Пятидесятнице). Впервые о радостной вести узнали во время визита в 1993 г. в Черногорию Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После окончания Божественной Литургии Патриарх Алексий II впервые взял в свои руки Святую десницу Пророка Иоанна и благословил ею народ Черногории, как некогда поступали константинопольские патриархи.
В июне 2006 г. в сопровождении представителя Святейшего Патриарха Сербского десница Иоанна Предтечи, Филермская Икона Божией Матери и Частица Животворящего Креста Господня были принесены для поклонения в Россию.