Современные условия мирового развития и парадоксы глобализации сказываются и на положении женщин. Открывая новые возможности, глобализация в то же время, сдерживает прогресс в достижении гендерного равенства. Общеизвестно, что обеспечение прав женщин способствует укреплению демократии, повышению уровня благосостояния, стабильности и терпимости. По мнению Пауэлла (в то время, Госскретаря США), «это не просто сложившееся мнение, а очевидный факт, что страны, где женщины занимают достойное место, где они могут иметь жизненный выбор, равный доступ и равные возможности участия в общественной и государственной жизни, являются наиболее стабильными, жизнеспособными странами, наиболее готовыми к решению проблем нового столетия». Однако, сегодня женщины составляют 70% неимущих, занимают лишь 14% управленческих должностей, 6% постов в кабинетах министров, не более 11% мест в парламентах. Женщины почти не влияют на принятие решений в вопросах экономического развития, распределения ресурсов, безопасности государства, дипломатии, на формирование политики, от которой зависит их собственная судьба. Бóльшая часть решений принимается – мужчинами среднего возраста из среднего класса. Их человеческий опыт, ограниченный рамками мужского видения и понимания жизни, доминирует в политических структурах.
Сегодня чрезвычайно актуальным становится диалог государств, их руководителей и народов, понимание культурного разнообразия современного мира, а также развитие позитивного международного информационного пространства – то, чем занимаются политики и дипломаты. Хотя слова политик, лидер, дипломат мужского рода, но мир изменился и мужских прерогатив остается в нем все меньше. Почему женщины активно не участвуют в таких сферах, как политика и дипломатия? Существуют разные причины: женщины находят роль матери и жены более предпочтительной, чем роль политика; мужчины уже давно заняли и контролируют ключевые посты во власти и не собираются ею делиться. Наконец, изучение женского общественного мнения по проблемам участия в политике и лидерства обнаруживает, что среди самих женщин довольно сильные позиции имеет убеждение в том, что политика и дипломатия - не женское дело. Такая самодискриминация вовсе не удивительна, ибо классический стереотип женщины и женственности не включает в себя идею лидерства, уверенности в себе, твердости, решительности. И хотя положение женщин во многих странах мира меняется, но культурные стереотипы преодолеваются с трудом и продолжают ограничивать возможности политического партнерства полов. Однако тема «женщины и политика» стала актуальной, как и проблема и перспективы женского стиля в лидерстве. Растет осознание того, что политика - слишком серьезное и общее дело, чтобы доверять его только мужчинам; что женское «вмешательство» может ограничить власть с позиции силы. Рождение понятия «феминизация власти», это не только процесс постепенного увеличения численности женщин во властных структурах, но и обращение к проблемам, важным для всех наций и стран.
Политика и лидерство, связываемые в общественном сознании с мужской активностью, с силовой борьбой за власть, начинают означать: способность к сотрудничеству и партнерству, а не соперничеству, к доверию и способности выражать чувства, а не скрывать их; к умению воспринимать людей с их индивидуальными качествами, а не только в связи с работой. При таком видении лидерства меняются акценты и в стиле работы во властных структурах.
Политик и дипломат - это не профессия. Это образ жизни, ограниченный строгими рамками этикета и неписаных правил. Так, на дипломатическую службу люди попадают, окончив профильное учебное заведение, или будучи публичным политиком. Дипломат – это государственный политик, представляющий не только страну, но и политический режим этой страны. Женщинам, поставленным в эти жесткие условия, приходится соревноваться с мужчинами без каких-либо скидок на «слабый пол», они стараются перенять мужской тип поведения: быть жесткой, волевой, решительной, энергичной. Но существуют женщины, которые и в дипломатии ведут себя по-женски: они более мягкие, терпимые, внимательные, менее категоричные. Женская логика и интуиция дают умение неожиданно, свежо, нестандартно взглянуть на уже привычные явления, стремясь предупредить, урегулировать конфликты, снять напряжение, а именно эти черты так сочетаются с профильной задачей современной дипломатии.
Одна из значимых сфер дипломатии, где активно проявляют себя женщины, это нравственная политика, то есть ненасильственная политика, соответствие средств тем высоким целям, которые декларируются в программных документах; цель – не завоевание власти над кем-либо, а использование ее для улучшения жизни людей; сосредоточение на проблемах равенства, развития, мира. Сегодня нравственная политика – это предотвращение и разрешение конфликтов в этнической среде и горячих точках, а также повышение уровня безопасности в регионах посредством активизации потенциала женщин. Например, в патриархальных кавказских государствах роль женщин в политической жизни всегда была ничтожно мала. Единственной возможностью для влияния на происходящие политические процессы было активное участие в неправительственных организациях (НПО), и таким образом реализовалось своего рода общественное правление. События в горячих точках показали, что роль женщин в миротворческом процессе и в дальнейшем поддержании мира очень велика. К сожалению, когда дело доходит до официальной дипломатии, решения принимают мужчины. Поэтому особенно важно появление таких организаций как «Международный центр народной дипломатии женщин», объединивший женщин, проживающих в конфликтных зонах для их активного подключения к внутренней и внешней политике, а также к процессу урегулирования конфликтов в рамках народной дипломатии. Гуманитарная составляющая внешней политики и дипломатии, решение таких вопросов, как безопасность во всем мире – это, возможно, та сфера, где женщина-дипломат может проявить себя в полной мере.
Истории известны имена многих женщин дипломатов. Например, в годы правления царицы Тамары Грузия добилась военно-политических успехов, ей посвящена одна из вершин поэтического творчества – поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». В МИД Великобритании до сих пор хранится документ, свидетельствующий, что первая женщина-дипломат была испанкой: В 1507 году Фердинанд Арагонский отправил свою овдовевшую дочь Катерину послом в Англию для переговоров с Генрихом VII об отсрочке свадьбы. Франция вскоре переняла эту традицию – в 1529 году. Луиза Савойская, мать короля Франциска I, и Маргарита Бургундская, тетка императора Карла V, провели переговоры в Камбре, в результате которых был подписан трактат, известный как «Мирный договор дам».
Сегодня во многих странах участие женщин во внешней политике заметно увеличилось. На Филиппинах уже две женщины стали президентами – это Корасон Акино и нынешний Президент Глория Макапагал Арройо. Женщины четырех Скандинавских стран и Нидерландов за прошедшие 20 лет удвоили свое политическое представительство (более 1/3 мест в парламентах и правительствах). Активно выступает за расширение участия женщин в американской «вертикали власти» и Белый дом. В настоящее время женщины стремительно и неуклонно занимают высокие посты в американской политике и дипломатии. 8 американских президентов - пятеро республиканцев и трое демократов - назначали женщин на министерские посты в своих кабинетах. С 1933 года, когда такие назначения начали происходить в правительстве США, министерские портфели вручали в разное время 29 женщинам. В настоящее время в кабинете президента США Джорджа Буша-младшего министерский ранг имеют 5 женщин - советник по национальной безопасности Кондолиза Райс, министр труда Элэйн Чао, министр внутренних дел Гэйл Нортон, министр сельского хозяйства Энн Венеман и глава федерального агентства по охране окружающей среды Кристин Тодд Уитманн. Райс стала первой в истории США женщиной, занявший пост советника главы государства и руководителя Совета национальной безопасности США. До этого в администрации Билла Клинтона впервые в истории США пост главы Госдепартамента занимала тоже женщина – Мадлен Олбрайт. За два президентских срока Клинтона в его кабинете работали в разное время 8 министров-женщин, включая генерального прокурора и министра юстиции Джанет Рино. В настоящее время в Госдепартаменте США два ключевых поста заместителей главы внешнеполитического ведомства по глобальным вопросам и по «публичной дипломатии» занимают известные женщины - Пола Добрянски и Шарлотта Бирс. Даже в Пентагоне «лицом» американского оборонного ведомства является женщина - заместитель министра обороны США по прессе Виктория Кларк. В настоящее время в Конгресс США избраны 73 женщины, из которых 14 являются сенаторами, а 59 - членами палаты представителей Конгресса. В 2003 году впервые в истории США ключевой пост лидера партии в палате представителей заняла женщина - конгрессмен-демократ Нэнси Пелоси. Женщины продолжают активно появляться и на других ключевых постах в США, в частности, из 100 крупнейших американских городов в 15 мэрами являются женщины: в Далласе /штат Техас/, Атланте /штат Джорджия/, Сакраменто /штат Калифорния/, Портленде /штат Орегон/ и других.
Изменение количества женщин наблюдается и в дипломатии. В сегодняшней Москве, например, это женщины послы африканских государств: Сьерра-Леоне, Ботсвана; Латинской Америки, которая считается достаточно консервативной в вопросах женской эмансипации: Эквадор, а также Эстония. В марте 2004 года в Государственной думе состоялась встреча женщин-депутатов с женщинами-Послами зарубежных стран, аккредитованными в России. Она была посвящена роли женщины в современном мире. На встречу были приглашены 5 женщин-Послов и 15 женщин, занимающих вторые по значимости посты в посольствах - в геополитическом плане они представляли практически весь мир. Назначения послами в Россию свидетельствуют о том, что страны, доверившие эти посты женщинам, уже преодолели этап, когда дипломатия считалась делом мужчин. Умело сочетая дамское очарование, ум и талант с дипломатическими методами, представительницы прекрасного пола заставляют по-новому посмотреть на возможности женщины в ведении государственных дел и налаживании дипломатических отношений. Даже не посвящая себя целиком дипломатической карьере, женщины часто обнаруживают большие способности на этом поприще, нежели карьерные дипломаты. Жены послов играют также значимую роль в народной дипломатии и культурной политике. Международный женский клуб, куда входят не только супруги послов, но и женщины-сенаторы и члены конгресса проводят благотворительные мероприятия, помогают больницам, домам престарелых. Там, где тормозится решение практических политических вопросов, культурные проекты могут стать первым шагом, в достижении взаимопонимания.
В России ситуация, к сожалению, иная. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г. женщины составляют 53% в общей численности населения страны, и 48% от общего числа занятых в различных отраслях экономики, однако, их очень мало в Государственной Думе ФС РФ и в Совете Федерации ФС РФ. В 2002 году на совещании российских послов в МИДе Владимир Путин отметил, что отсутствие прекрасного пола в российской дипломатии может стать слабым местом нашей внешней политики. Замечание Президента было своевременным. У нас практически нет женщин в Правительстве, всего одна женщина-посол, в МИД женщин берут неохотно, особенно если это касается департаментов, работающих с мусульманскими странами. Даже если в Дипломатической академии, где проходило тестирование, чья-то кандидатура была названа самой подходящей для дипломатической работы, в лучшем случае будет предложена должность переводчика или работа в протокольном отделе в Москве. В чем же причина? Давайте обратимся к истории.
Чтение древнейшей русской летописи позволяет убедиться: даже первые столетия русской государственности (X-XII века) связаны со значительными деяниями женщин. Исторически так сложилось, что женщинам в России удавалось заниматься дипломатией только в том случае, если в их руках был державный скипетр. Галерея женщин - политиков Киевской, Новгородской, Полоцкой Руси могла бы включить около 50 княгинь, княжон и боярынь. Среди них Анна Ярославна, дочь Ярослава Мудрого – королева Франции, ставшая регентшей после смерти Генриха.Она уверенно ставила свою подпись на официальных документах и активно участвовала в государственных делах в годы опекунства над несовершеннолетним сыном Филиппом; Анна, внучка Ярослава Мудрого, самостоятельно «правившая посольство» в Византию и основавшая первую на Руси школу для девочек. Были и другие случаи участия русских княгинь в политической жизни - так, например, договор между Москвой и Рязанью подписан Иваном III и рязанской княгиней Анной. Среди основателей древнерусской столицы Киева летопись называет не только князя Кия и его братьев, но и сестру их Ольгу. Правление княгини Ольги началось в 945 года, после смерти мужа. Именно она – женщина! – провела первую в истории России успешную финансово-административную реформу и продемонстрировала триумф средневековой дипломатии: за время ее правления (945-964) Русь практически не воевала ни с одним из сопредельных государств, решая конфликты посольствами и переговорами. В середине Х века княгиня Ольга, чтобы приумножить престиж России, ездила с дипломатической миссией в Константинополь. В составе ее посольств были женщины – 6 родственниц и 18 приближенных особ. Княгиня Ольга добилась пересмотра некоторых условий договора 944 года неблагоприятных для русской торговли. Она пользовалась уважением в Византии, ее крещение было не только вопросом благочестия, но и продуманным, далеко рассчитанным политическим шагом. Последующая эпоха – XIV – XV вв. отмечена деятельностью таких замечательных женских личностей, как знаменитой «республиканки» жены посадника Борецкого Марфы, пытавшейся освободить Новгород от власти Ивана III, или дочери Ивана III, королевы польской Елены, чьи дипломатические таланты помогли отодвинуть военный конфликт между государствами на доброе десятилетие. Причина «женского» феномена в высокой образованности русских женщин. Центрами образования на Руси долгое время были монастыри, где особое внимание уделялось изучению иностранных языков. У некоторых княгинь были собственные библиотеки, они изучали также литературу, математику, знали труды античных философов.
И все же до конца XVII века женщина на троне казалась немыслимым явлением. Даже сводная сестра Петра I царевна Софья, вставшая во главе государства благодаря стрелецкому восстанию, управляла государством не полноправно, а от имени братьев. И только в XVIII веке ситуация переменилась – на трон взошла жена Петра I Екатерина, за ней последовали Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и, наконец, «царица-матушка» Екатерина II. Более 70 лет Россией в XVIII веке управляли женщины! Роль их на политической арене была довольно значительной. Например, Елизавета Петровна вошла в русскую историю, отменив ранее, чем это было сделано в Европе, смертную казнь. Екатерина II стала образцом государственного деятеля - ловкого и удачливого, сумевшего, несмотря на сильнейшие социальные потрясения (восстание под предводительством Пугачева), не проиграть ни одной войны и существенно расширить территорию государства. Еще будучи великой княгиней, Екатерина решила соединить Черное море с Каспийским, и на посту императрицы целеустремленно выполняла свой политико-экономический замысел — направить торговлю Китая и Восточной Индии по Волге. Государыня успешно справлялась со сложными задачами, доставшимися ей в наследство от предшественников - закрепила достижения Петра в освоении Балтики, воссоединила земли, населенные родственными русскому народу белорусами и украинцами, открыла выход к Черному морю. Именно Екатерине Великой Россия обязана ростом влияния в делах и судьбах Европы. Неоценимы ее заслуги в улучшении, выражаясь современным слогом, внешнеполитического имиджа России. Переписка государыни с французскими просветителями Вольтером и Дидро помогала формировать благоприятное мнение о России на Западе. Новшеством, привнесенным царицей в строгий протокол имперской дипломатии, стали приглашения иностранцев к участию в поездках государыни по России. В непринужденных беседах во время таких вояжей порой распутывались сложные узлы мировой дипломатической паутины. Именно при Екатерине II Европа признала за русскими монархами право на императорский титул.
И все же Россия, спокойно смотревшая на свержение царей-императоров и принимающая цариц-матушек (даже не вполне русского происхождения) как верховных правительниц, дипломатическую службу женщинам не доверяла. «Посол - слово мужеского рода» - этим заявлением была поставлена «точка» на долгие века в спорах о том, может или не может женщина быть на дипломатической службе. За два последних столетия российской истории внешнеполитического ведомства только шесть представительниц прекрасного пола назначались Чрезвычайными и Полномочными Послами. Впервые дрогнула мужская монополия после октябрьской революции, когда на дипломатическую работу пришла Александра Коллонтай, о которой и был снят фильм «Посол Советского Союза». А.М. Коллонтай родилась в семье генерала, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. Получила отличное образование, владела семью иностранными языками и обладала литературным талантом. В 1924 году А.М. Коллонтай возглавила полпредство Советской России в Норвегии, где ее удостоили высшей награды — ордена святого Олафа, затем представляла нашу страну в Мексике, а с 1930 года — в Швеции. Дипломатическая деятельность А.М.Коллонтай за рубежом продолжалась 23 года. Благодаря ее усилиям СССР заключил десятки политических и экономических договоров, конвенций и соглашений. Ее крупным успехом стали переговоры с Финляндией об окончании войны 1939—1940 годов, а также о выходе этой страны из Второй мировой войны. В следующие 20 лет мужская монополия была полностью восстановлена. И лишь в 1939 году по инициативе Молотова кадровый состав МИДа был обновлен на 90 процентов, и на работу в среднее звено народного комиссариата иностранных дел пришли по «зову сердца» и направлению комсомольских организаций представительницы прекрасной половины человечества. Их направляли в протокольный, историко-документальный, договорно-правовой отделы. Эта служба требовала чисто женских качеств – усидчивости, скрупулезности, терпения. И женщины не только прекрасно справлялись с этой работой, но и поднимались на более высокие ступеньки иерархической лестницы дипломатии. И если А.М. Коллонтай представляла Советский Союз в годы его становления, то Посол Зоя Васильевна Миронова (1912—1989) — в период, когда он утвердился в мире как ядерная держава, в период «холодной войны». Она была заместителем Постоянного представителя СССР при ООН и представителем в Комиссии ООН по положению женщин.
Очередная российская революция, названная мирным словом «перестройка», перетряхнула МИДовские кадры, и вновь во внешней политике появились представительницы «слабого» пола. В 1987 году послом СССР в Швейцарии была назначена Зоя Григорьевна Новожилова. Прием, оказанный ей, посланнице Горбачева, в Швейцарии, был поистине фантастическим. «Ко мне проявили громадный интерес не только власти Швейцарии, но и весь дипломатический корпус Европы. Но это был интерес не только и не столько ко мне, сколько к изменениям, происходящим тогда в нашей стране» - вспоминала она. Пять лет (1991—1996) проработала Послом в Коста-Рике Валерия Николаевна Калмык. Впервые в истории этой страны Посольство иностранного государства возглавила женщина. Роза Исаковна Отумбаева руководила советским Посольством в Малайзии всего три месяца (1991), но, тем не менее, вошла в историю как первая женщина-посол из Киргизии. В связи с распадом Советского Союза она вернулась в Бишкек, где была назначена Вице-премьером и Министром иностранных дел. Затем ее ждал пост Посла Киргизии в США и Канаде. Сейчас Р.И. Отумбаева возглавляет Посольство своей страны в Лондоне.
В 1991 году в российском дипломатическом корпусе появилась еще одна женщина – Матвиенко Валентина Ивановна. Политик, общественный деятель, народный депутат СССР, она с отличием закончила Дипломатическую академию и была назначена Чрезвычайным и Полномочным Послом на Мальте. Мальта очень небольшая страна, и поэтому представление Посла России после всех политических перемен вызвало огромный интерес. В то время посольство России (СССР) представляло из себя комплекс зданий, обнесенных высокой каменной стеной. Жители домов, находящихся напротив Посольства, воздвигли вокруг своих домов такие же высокие стены. Противостояние «мальтийских стен» отнюдь не способствовало возникновению духа взаимопонимания. Первое, что сделала Ее Превосходительство Чрезвычайный и Полномочный Посол - приказала немедленно снести глухую стену вокруг российского Посольства. В ответ жители Мальты сделали то же самое, на оставшийся вокруг стены бордюр они, в знак приветствия действий нового Посла, выставили огромные вазы с цветами. Г-жа Матвиенко отработала на Мальте всего два года, но за этот период было сделано больше, чем за все предыдущие годы. Стараниями Валентины Ивановны Мальта за это время стала одним из излюбленных мест отдыха россиян, и народы маленькой Мальты и огромной России лучше узнали друг друга.
Элеонора Валентиновна Митрофанова — первый заместитель министра иностранных дел. Это высший пост, который когда-либо занимала женщина в истории отечественной службы внешних отношений. Доктор экономических наук, владеет испанским, итальянским, французским, английским языками. До назначения на нынешний пост была заместителем генерального директора ЮНЕСКО. И, наконец, последний пример - Чрезвычайным и полномочным послом России в Республике Маврикий назначена Ольга Яковлевна Иванова. Она стала седьмой женщиной-послом в отечественной истории. Сочтем это добрым знаком и будем ждать появления новых прекрасных женских имен в когорте российских дипломатов.
Анализируя быстро меняющуюся ситуацию в сегодняшнем мире, мы все чаще обращаемся к историческим примерам и видим в десяти вековой истории нашего Отечества не только тех, кто были хранительницами домашнего очага, матерями и женами, но и дальновидных правительниц и мудрых дипломаток. Знаменитых женщин, оставивших свой след в дипломатии и политике, а также наших современниц, работающих в этих сферах, объединяет преданность делу, настойчивость и целеустремленность, шарм, чуткость и интуиция – качества, свойственные представительницам прекрасного пола. В истории много примеров участия женщин в процессе развития человечества, этих примеров может быть намного больше.
Литература:
Пушкарева Н Л «Русская женщина- история и современность»
Доклад секции: "Женский фактор. Общество и политика"
Главный референт: Хабибуллина С.С.
Источник: globkazan.narod.ru