Мадонна на поздних картинах Сандро Боттичелли сравнима со Средневековыми образами. Однако Мадонна для Боттичелли, позднего периода, не Царица Небесная. Скорее она женщина Нового времени много изведавшая и пережившая.
Техника становится аскетичнее, краски темнее. Герои более статичны: их вера из спектр эмоций, порыва мистического ветра перешла в спектр веры как готовности принять путь, предначертанный свыше.
1. Более ранняя работа, отличается большей воздушностью. Если в более ранней работе Марию и Архангела отделяла колонна, то в более поздней, В Благовещении Сандро Боттичелли 1495-1498, года, выставленном в Пушкинском музеи, зритель не видит деталей, разделяющих Деву Марию и Архангела. Отсутствие преград между ними говорит о стремлении автора выразить единение Марии и Архангела, дарованное им свыше чистотой и глубинной осознанности происходящего момента.
2. В более поздней картине нет пейзажа на заднем плане, тогда как в «Благовещенье Чистелло» 1489-1490 года, выставленном в Уффицы, на заднем плане изображён итальянский город. Отказываясь от проработки заднего плана, Сандра Боттичелли концентрирует внимание зрителя на важности происходящего с героями и, одновременно, отрешает Святую Деву Марию и Ангела от мирской стороны жизни. Однотонность заднего плана даёт созерцающему возможность мысленно объединить Марию и Архангела под покровами Господа
В композиции картины Сандро Боттичелли « Благовещенье» 1489-1490 Уффици, мы ощущаем движение, которое не остановлено. Мадонна и Архангел летят навстречу друг другу. Их останавливает на мгновение только колоннада, которая и становится разделяющим элементом. Здесь колоннада выступает символ пути самосовершенствования, отделяющего человека и Бога, колонна также служит созданию некого пространства, принадлежавшего только Марии и Божьей Благодати, спускавшейся на неё.
Здесь Изгиб тела Архангела можно трактовать как выражение почтения Божественному акту, вестникам которого он является. В центре композиции мы видим дерево, растущее за пределами комнаты. Дерево как символ Божественного семени, что прорастёт во чреве Марии. Таким образом, можно говорить, что роль Бога на картине в Пушкинском здесь выполняет дерево, являясь одновременно и частью сотворённого Богом мира и символом будущего проявления Бога в Его Сыне. Возвращаясь к Архангелу и Марии, можно ощутить движение в одежде ангела. Складки образуют причудливые волны. Белая занавесь у колонн струится. Но строгий интерьер немного сдерживает этот неудержимый порыв, который так и сквозит во всем полотне.
В отличии от Благовешенья1495-1498г, мы видим большую динамику персонажей. Благовещенье 1409 призвано показать в большей степени акт творения Божественной Воли и её принятия Марией. Картина из Уффици стремится передать пламенный порыв веры героев картины. Отсутствие изображения Бога призывает нас вдуматься в интроспективное осознание героями Бога в их душах.
MA_RA