Культурологический тупик Цивилизации постпотребления, вызванный необходимостью поиска новых подходов к созданию и поддерживанию связи между Богом и человеком в Христианском универсуме в условиях новых глобальных вызовов и неизбежных сдвигов личностно интроспективных парадигм вновь выводит на передний план вопрос поиска идентичности.
Носителем всякой коллективной памяти, - отмечает М. Хальбвакс, - является группа, ограниченная в пространстве и времени». Коллективные воспоминания обеспечивают символическое взаимодействие, интеграцию в сообщество. Хобсбаум указывает на важное различие между старыми и изобретенными практиками. Первые конкретны, строго обязательны, тогда как последние не обладают четкими ясным содержанием ценностей и обязанностей, прививаемых членам группы (как «патриотизм»,«преданность», «долг»). Зато практики, символически выражающие эти идеалы, конкретны и обязательны. Отсюда вероятно, ощущение изобретенных традиций как неподлинных, только замещающих исчезнувшие и их обозначения как «симулякров». При этом прошлое и настоящее вступают в сложную взаимосвязь. «Любое общество имеет реальные и символические события прошлого, порядок и образы которого являются ядром коллективной идентичности, определением меры и природы его, социальных и культурных изменений». При значительной степени сконструированности прошлого оно, будучи укреплено «защитным слоем институтов, нравов и символов, унаследованных нами от предыдущих поколений», во многом «формирует наше понимание настоящего. Представляется наиболее актуальными на сегодняшний̆ день выбор пути, традиций, морально идеологических установок и формировании на их основе эффективной стратегии долгосрочного развития социальных структур, создание новых социальных сетей и взаимосвязей, основанных на лучших достижениях человечества Outstanding Achievements of Mankind - OAM.
MA_RA